Территорию вокруг самолета оперативно огородили, поставили таблички "Опасная зона, проход запрещен". Второе крыло укрепили железными подпорками - чтобы тоже не сломалось. По мнению руководства колледжа, сейчас Ил-62 представляет реальную опасность для людей - никто не гарантирует, что лайнер не упадет на землю под тяжестью снега и не придавит какого-нибудь прохожего.
- Решение демонтировать самолет было принято еще в 2003 году, когда желание взять его на баланс выразила одна из ульяновских организаций. Тогда у лайнера даже успели отрезать хвост. Но затем работы приостановили. Так что мы это уже проходили, - рассказал корреспонденту "РГ" директор Ульяновского авиационного колледжа Николай Обшаров.
По его словам, на сегодняшний момент Ил-62 не имеет ни исторической, ни архитектурной ценности. Кроме той, что он единственный в России, пока еще стоящий на улице. Обшаров рассказал, что установили его с нарушениями: на аварийной трассе, из-за чего снабжение водой здания колледжа ведется без резервного трубопровода. А это недопустимо с точки зрения пожарной безопасности.
Изначально аэрофлотовский лайнер, прилетевший 25 лет назад в Ульяновск из Москвы, хотели использовать в качестве наглядного пособия - как лабораторию для студентов авиационного училища. Однако, по словам Обшарова, буквально незадолго до этого в Самаре сгорел Ан-10, внутри которого располагался кинотеатр. После этого вышло распоряжение о запрете использования таких самолетов-макетов для большого количества людей.
- 80 процентов лайнеров, которые находились в других городах России, сгорели. Остальные, кроме нашего - демонтировали. От огня пострадал еще один самолет - Ту-124, который много лет назад стоял в нашем микрорайоне, на детской площадке. Да что говорить, и наш Ил-62 горел два раза - из-за хулиганства мальчишек. Внутрь него попасть нельзя, но они умудрялись разбивать иллюминаторы. А ведь самолеты сгорают за 10 минут - вспомните последнее ЧП в Сургуте, - говорит директор колледжа.
Так и вышло, что раритетный лайнер никому не нужен. Чтобы укрепить крыло, поднять, а затем следить за его состоянием, нужны огромные средства. Как говорят специалисты, сказывается усталость металла, коррозия - Ил-62 стоит, открытый всем ветрам. Так что выход пока один - на слом.
- Предстоит сложная процедура: лайнер относится к федеральному имуществу. Так что его дальнейшую судьбу будут решать на высоком уровне, начиная с министерства образования РФ, - пояснил Николай Обшаров. - Нужно провести экспертизу, подсчитать все затраты, связанные с демонтажом. А затем объявлять аукцион на проведение работ, искать подрядчика, спецтехнику. Думаю, они начнутся не раньше весны, когда сойдет снег. А на его месте можно установить какой-нибудь монумент, символизирующий работу авиастроителей.
Студенты колледжа, для которых самолет - нечто большее, чем машина с обломанным крылом (под ним фотографируются выпускники) надеются, что Ил-62 все же не пустят на слом. А, например, отдадут в уникальный ульяновский музей гражданской авиации.
- В ближайшие дни мы с сотрудниками планируем выехать на место, и посмотреть, в каком состоянии находится лайнер, - говорит директор музея Юрий Валкин. - Возможно, мы сможем взять какие-то его части, сохранившиеся приборы для экспозиции. Или отрезать кабину, и использовать ее у нас в качестве тренажера. В любом случае, конечно, все это очень затратно - только на транспортировку самолета может уйти до ста тысяч рублей.
|