Самолет Ил-62 представляет собой свободнонесущий низкоплан со стреловидным крылом и Т-образным стреловидным оперением, с четырьмя двигателями, попарно расположенными в гондолах по обе стороны хвостовой части фюзеляжа, и имеет трехопорное шасси с управляемыми колесами передней опоры и четвертую вспомогательную хвостовую опору.
Самолет Ил-62 предназначен для перевозки пассажиров, багажа и почты. При его проектировании наряду с требованиями обеспечения высокой степени надежности (Надежность — способность самолета выполнять поставленные перед ним задачи с сохранением своих летных и эксплуатационных показателей в заданных пределах в течение заданного промежутка времени) и безопасности полета необходимо было обеспечить максимальный комфорт пассажирам, создать самолет высокой экономичности и большого срока службы. Для удовлетворения этих требований была выбрана схема самолета с расположением двигателей на хвостовой части фюзеляжа.
Установка двигателей на фюзеляже позволила:
- иметь аэродинамически «чистое» крыло с хорошим аэродинамическим качеством и создать эффективную механизацию крыла для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета;
- улучшить характеристики путевой устойчивости самолета благодаря малому разворачивающемуся моменту от двигателей при внезапной остановке одного из них;
- улучшить комфорт пассажиров путем уменьшения шума вследствие установки двигателей сзади герметичной кабины;
- повысить противопожарную безопасность в результате удаления двигателей от пассажирской кабины и от топливных баков;
- улучшить защиту двигателей от попадания в них посторонних предметов благодаря высокому расположению воздухозаборников над землей.
Для самолета Ил-62 были определены оптимальные формы, параметры и схема, обеспечивающие получение заданных летных и взлетно-посадочных характеристик. При проектировании планера самолета впервые был применен аналитический метод задания обводов фюзеляжа, гондол двигателей и обтекателей. Этот метод позволил в большом объеме использовать электронно-вычислительные машины для расчета всех геометрических параметров указанных выше агрегатов, что при серийной постройке сыграло положительную роль в сокращении сроков подготовки производства к началу выпуска серийной машины.
Конструкция самолета Ил-62 удовлетворяет нормам прочности, действующим в СССР. Высокую усталостную прочность конструкции самолета Ил-62 обеспечивают:
- применение пластичного алюминиевого сплава Д16Т с высокими усталостными характеристиками;
- введение в конструкцию планера дублирующих элементов, в том числе и двойное остекление окон.
Самолет удовлетворяет высоким эксплуатационным требованиям. Это прежде всего надежность самолета, удобство обслуживания и высокие экономические показатели. Надежность самолета Ил-62 обеспечивается прочностью и жесткостью конструкции агрегатов, узлов и элементов самолета, безотказным функционированием его систем, механизмов и оборудования.
С точки зрения серийного производства Ил-62 — самолет высокой технологичности.
Под технологичностью конструкции самолета понимается комплекс ее свойств, позволяющих при сохранении заданных характеристик, включая ремонтопригодность, иметь низкую трудоемкость в производстве.
В конструкции самолета широко применяются детали и конструктивные элементы, изготовляемые прокатом, штамповкой, литьем, а также обработкой на полуавтоматических и автоматических станках. Применяется большое число монолитных фрезерованных панелей.
В конструкцию самолета входят:
- фрезерованные панели: 112 шт;
- штампованные элементы: 10267 шт;
- литые элементы: 3910 шт;
- прессованные профили: 122 наименования;
- пластмассовые детали: 12787 шт;
- химически фрезерованные элементы: 950 м2.
Некоторое увеличение трудоемкости при изготовлении фрезерованных панелей переменной толщины оправдывается тем, что в целом конструкция с такой обшивкой значительно легче; кроме того, у обшивки с переменной толщиной распределение напряжений более равномерное, благодаря чему усталостная прочность ее выше.
Для сокращения цикла сборки и максимальной механизации клепальных работ конструкция планера самолета расчленена на отдельные панели, представляющие собой часть обшивки с элементами поперечного и продольного наборов. При этом прессовая клепка составляет почти половину от общего объема клепальных работ. Крупногабаритные фрезерованные панели обшивки планера самолета, балки крепления двигателей и оконные панели обрабатываются на станках с полуавтоматическим и программным управлением.
Стремление к высокой технологичности конструкции стало одним из основных принципов конструирования современных самолетов.
|