Обстоятельства происшествия
Рейс выполнял экипаж 1 лётного отряда ДПО, командир самолёта Фефелов Ф.А. На борту находилось 99 пассажиров, в том числе пять детей в возрасте до 12 лет.
Взлет в а/п Домодедово произведен в 12 часов 37 минут, посадка в а/п Якутск - в 18 часов 19 минут (время московское).
При выполнении посадки в простых метеоусловиях произошло выкатывание самолета за пределы концевой полосы безопасности и его столкновение с препятствиями. На самолёте разрушены все три опоры шасси, фюзеляж имеет разломы в трех местах между 10-12 шп., 30-36 шп. и 69-71 шпангоутами. Разрушенные и отделившиеся элементы конструкции самолета находятся в секторе от 50° до 250° на удалении 6-20 м от киля.
Место авиационного происшествия заболочено, имеет координаты 62° 5' северной широты и 129° 46' восточной долготы и превышение над уровнем моря 97,55 м ( превышение аэродрома - 98 м).
В результате происшествия один пассажир и один член экипажа получили серьезные телесные повреждения, три члена экипажа и один пассажир - незначительные телесные повреждения.
Авиационное происшествие с самолетом Ил-62М №86456 явилось следствием следующих отклонений в действиях экипажа:
- ошибки бортинженера при управлении двигателями и спойлерами в процессе посадки, приведшие к непреднамеренному и неожиданному включению прямой взлётной тяги 1 и 4 двигателей вместо обратной, что привело к разгону самолёта после посадки, заблокировало выпуск спойлеров и снизило эффективность применения основной тормозной системы;
- неорганизованность экипажа, при локализации последствий ошибочных действий бортинженера.
Указанные отклонения в действиях экипажа вызваны сочетанием следующих факторов:
- Большая речевая загрузка экипажа при выполнении посадки, регламентированная действующей "Инструкцией о взаимодействии и технологией работы членов экипажа самолёта Ил-62М, Ил-62" от 12.02.82.
- Недостаточные профессиональные навыки у бортинженера по управлению РУР и РУД при включении реверса и несработанность КВС и бортинженера.
- Невыполнение командно-летным составом ДПО рекомендаций МГА СССР от 24.08.87 по формированию экипажей с учетом психофизиологической и социально-психологической совместимости, а также указания МГА СССР от 16.05.86 №310/У в части отработки действий экипажа в особых случаях полёта в аэродромных условиях.
|