Информация об авиационном происшествии с самолётом Ил-62М СССР-86456 в аэропорту Якутск 30 июня 1990 года

Источник: Госавианадзор СССР

30 июня 1990 года при выполнении пассажирского рейса №93 по маршруту Домодедово-Якутск потерпел авиационное происшествие без человеческих жертв самолёт Домодедовского производственного объединения ГА СССР Ил-62М №86456.

Оглавление:

Обстоятельства происшествия

Рейс выполнял экипаж 1 лётного отряда ДПО, командир самолёта Фефелов Ф.А. На борту находилось 99 пассажиров, в том числе пять детей в возрасте до 12 лет.

Взлет в а/п Домодедово произведен в 12 часов 37 минут, посадка в а/п Якутск - в 18 часов 19 минут (время московское).

При выполнении посадки в простых метеоусловиях произошло выкатывание самолета за пределы концевой полосы безопасности и его столкновение с препятствиями. На самолёте разрушены все три опоры шасси, фюзеляж имеет разломы в трех местах между 10-12 шп., 30-36 шп. и 69-71 шпангоутами. Разрушенные и отделившиеся элементы конструкции самолета находятся в секторе от 50° до 250° на удалении 6-20 м от киля.

Место авиационного происшествия заболочено, имеет координаты 62° 5' северной широты и 129° 46' восточной долготы и превышение над уровнем моря 97,55 м ( превышение аэродрома - 98 м).

В результате происшествия один пассажир и один член экипажа получили серьезные телесные повреждения, три члена экипажа и один пассажир - незначительные телесные повреждения.

Авиационное происшествие с самолетом Ил-62М №86456 явилось следствием следующих отклонений в действиях экипажа:

  • ошибки бортинженера при управлении двигателями и спойлерами в процессе посадки, приведшие к непреднамеренному и неожиданному включению прямой взлётной тяги 1 и 4 двигателей вместо обратной, что привело к разгону самолёта после посадки, заблокировало выпуск спойлеров и снизило эффективность применения основной тормозной системы;
  • неорганизованность экипажа, при локализации последствий ошибочных действий бортинженера.

Указанные отклонения в действиях экипажа вызваны сочетанием следующих факторов:

  1. Большая речевая загрузка экипажа при выполнении посадки, регламентированная действующей "Инструкцией о взаимодействии и технологией работы членов экипажа самолёта Ил-62М, Ил-62" от 12.02.82.
  2. Недостаточные профессиональные навыки у бортинженера по управлению РУР и РУД при включении реверса и несработанность КВС и бортинженера.
  3. Невыполнение командно-летным составом ДПО рекомендаций МГА СССР от 24.08.87 по формированию экипажей с учетом психофизиологической и социально-психологической совместимости, а также указания МГА СССР от 16.05.86 №310/У в части отработки действий экипажа в особых случаях полёта в аэродромных условиях.

Схема (кроки) происшествия

Фотографии с места происшествия

Дата: 1990
Размер: 1061 x 638
Файл: 153 КБ

Дата: 1990
Размер: 1060 x 706
Файл: 114 КБ

Место авиационного происшествия, вид на самолёт Ил-62М №86456 спереди

Дата: 1990
Размер: 1051 x 737
Файл: 123 КБ

Место авиационного происшествия, вид на самолёт Ил-62М №86456 сзади

Дата: 1990
Размер: 1028 x 651
Файл: 108 КБ

ВПП а/п Якутск со следами от внешних колёс опор шасси самолёта Ил-62М №86456

Дата: 1990
Размер: 774 x 1066
Файл: 115 КБ

Концевая полоса безопасности ВПП а/п Якутск со следами колёс опор шасси самолёта Ил-62М №86456

Дата: 1990
Размер: 1043 x 748
Файл: 142 КБ

Дата: 1990
Размер: 1008 x 622
Файл: 121 КБ

Дата: 1990
Размер: 1009 x 674
Файл: 111 КБ

Дата: 1990
Размер: 1014 x 654
Файл: 93 КБ

Положение рычага управления реверсом (поз.1), рычагов управления двигателями (поз.2, 3, 4, 5), рычага аварийного торможения колёс шасси (поз.6) и переключателя управления спойлерами (поз.7) в кабине экипажа самолёта Ил-62М №86456 после авиационного происшествия

Дата: 1990
Размер: 1081 x 791
Файл: 137 КБ

Дата: 1990
Размер: 1011 x 680
Файл: 163 КБ

Дата: 1990
Размер: 1011 x 699
Файл: 120 КБ

Панель управления энергетикой постоянного и переменного тока, место радиста

Дата: 1990
Размер: 1015 x 693
Файл: 151 КБ

Дата: 1990
Размер: 1011 x 691
Файл: 161 КБ