Планер самолёта

Самолет Ил-62 представляет собой свободнонесущий низкоплан со стреловидным крылом и Т-образным стреловидным оперением, с четырьмя двигателями, попарно расположенными в гондолах по обе стороны хвостовой части фюзеляжа, и имеет трехопорное шасси с управляемыми колесами передней опоры и четвертую вспомогательную хвостовую опору.

Самолет Ил-62 предназначен для перевозки пассажиров, багажа и почты. При его проектировании наряду с требованиями обеспечения высокой степени надежности (Надежность — способность самолета выполнять поставленные перед ним задачи с сохранением своих летных и эксплуатационных показателей в заданных пределах в течение заданного промежутка времени) и безопасности полета необходимо было обеспечить максимальный комфорт пассажирам, создать самолет высокой экономичности и большого срока службы. Для удовлетворения этих требований была выбрана схема самолета с расположением двигателей на хвостовой части фюзеляжа.

Установка двигателей на фюзеляже позволила:

  • иметь аэродинамически «чистое» крыло с хорошим аэродинамическим качеством и создать эффективную механизацию крыла для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета;
  • улучшить характеристики путевой устойчивости самолета благодаря малому разворачивающемуся моменту от двигателей при внезапной остановке одного из них;
  • улучшить комфорт пассажиров путем уменьшения шума вследствие установки двигателей сзади герметичной кабины;
  • повысить противопожарную безопасность в результате удаления двигателей от пассажирской кабины и от топливных баков;
  • улучшить защиту двигателей от попадания в них посторонних предметов благодаря высокому расположению воздухозаборников над землей.

Для самолета Ил-62 были определены оптимальные формы, параметры и схема, обеспечивающие получение заданных летных и взлетно-посадочных характеристик. При проектировании планера самолета впервые был применен аналитический метод задания обводов фюзеляжа, гондол двигателей и обтекателей. Этот метод позволил в большом объеме использовать электронно-вычислительные машины для расчета всех геометрических параметров указанных выше агрегатов, что при серийной постройке сыграло положительную роль в сокращении сроков подготовки производства к началу выпуска серийной машины.

Конструкция самолета Ил-62 удовлетворяет нормам прочности, действующим в СССР. Высокую усталостную прочность конструкции самолета Ил-62 обеспечивают:

  • применение пластичного алюминиевого сплава Д16Т с высокими усталостными характеристиками;
  • введение в конструкцию планера дублирующих элементов, в том числе и двойное остекление окон.

Самолет удовлетворяет высоким эксплуатационным требованиям. Это прежде всего надежность самолета, удобство обслуживания и высокие экономические показатели. Надежность самолета Ил-62 обеспечивается прочностью и жесткостью конструкции агрегатов, узлов и элементов самолета, безотказным функционированием его систем, механизмов и оборудования.

С точки зрения серийного производства Ил-62 — самолет высокой технологичности.

Под технологичностью конструкции самолета понимается комплекс ее свойств, позволяющих при сохранении заданных характеристик, включая ремонтопригодность, иметь низкую трудоемкость в производстве.

В конструкции самолета широко применяются детали и конструктивные элементы, изготовляемые прокатом, штамповкой, литьем, а также обработкой на полуавтоматических и автоматических станках. Применяется большое число монолитных фрезерованных панелей.

В конструкцию самолета входят:

  • фрезерованные панели: 112 шт;
  • штампованные элементы: 10267 шт;
  • литые элементы: 3910 шт;
  • прессованные профили: 122 наименования;
  • пластмассовые детали: 12787 шт;
  • химически фрезерованные элементы: 950 м2.

Некоторое увеличение трудоемкости при изготовлении фрезерованных панелей переменной толщины оправдывается тем, что в целом конструкция с такой обшивкой значительно легче; кроме того, у обшивки с переменной толщиной распределение напряжений более равномерное, благодаря чему усталостная прочность ее выше.

Для сокращения цикла сборки и максимальной механизации клепальных работ конструкция планера самолета расчленена на отдельные панели, представляющие собой часть обшивки с элементами поперечного и продольного наборов. При этом прессовая клепка составляет почти половину от общего объема клепальных работ. Крупногабаритные фрезерованные панели обшивки планера самолета, балки крепления двигателей и оконные панели обрабатываются на станках с полуавтоматическим и программным управлением.

Стремление к высокой технологичности конструкции стало одним из основных принципов конструирования современных самолетов.

Основные конструкционные материала планера

В конструкции планера самолета применены алюминиевые сплавы Д16Т, АК6, магниевый сплав МЛ5, стали 30ХГСА, 30ХГСНА, ЗЗНХ3МА, титановые сплавы ОТ4-1, ВТ-14 и некоторые другие материалы.

Алюминиевый сплав Д16Т широко используется для большинства силовых элементов конструкции планера. Он пластичен, вследствие чего обладает высокими усталостными характеристиками. Алюминиевый сплав Д16Т различных марок применяется в виде прессованных монолитных панелей, листов обшивки и прессованных профилей для каркаса планера самолета.

Алюминиевый сплав АК6 по своему составу и механическим свойствам близок к сплаву Д16Т. Его предел прочности составляет 36-38 кгс/мм2 (353*106-373*106 Па). Этот сплав применяется для деталей стыковых соединений, изготавливаемых методом горячей штамповки. Из него изготовлены крупные штамповки силовых шпангоутов крепления крыла, оперенья и шасси.

Магниевый сплав МЛ5 применяется для средне- и малонагружепных деталей, изготавливаемых литьем. Его предел прочности равен 21-22 кгс/мм2 (206*106-216*106 Па). Из магниевого сплава изготовлен каркас фонаря кабины экипажа.

Стали 30ХГСА и 30ХГСНА применяются для высоконагруженных деталей, в частности для болтов стыковых соединений и рельсов закрылков. Сталь 30ХГСА применяется с пределом прочности 100-125 кгс/мм2 (981*106-1226*106 Па). Сталь 30ХГСНА с пределом прочности 165 кгс/мм2 (1619*106 Па) является основным конструкционным материалом для изготовления узлов опор шасси.

Сталь 33ХН3МА применяется для балок подвески двигателей.

Титановые сплавы обладают высоким значением предела прочности при растяжении в сочетании с малым удельным весам.

Титановый сплав ОТ4-1 применяется в качестве жаропрочного материала для обшивки и экранов, работающих в условиях повышенных температур. Этот сплав имеет предел прочности 60-75 кгс/мм2 (589*106-736*106 Па). Из него изготовлены противопожарные перегородки, экраны, часть трубопроводов высотной системы.

Из титанового сплава ВТ-14 изготовлены узлы хвостовой опоры.

Защита планера от коррозии

Конструкция самолета имеет надежные защитные покрытия, предохраняющие в эксплуатации планер от коррозии в различных атмосферных условиях.

Покрытия наносятся неодинаково для наружных и внутренних поверхностей.

Все детали из алюминиевых сплавов анодированы и имеют покрытия:

  • для внутренних поверхностей — один слой грунта АЛГ-14 с добавлением 2% алюминиевой пудры;
  • для внешних — слой лака АК-113ф.

Внутренние поверхности готового фюзеляжа, крыла, оперения и гондол двигателей покрываются плотным слоем грунта АГ-За с добавлением 1,5% алюминиевой пудры.

На нижнюю от строительной горизонтали внутреннюю поверхность фюзеляжа наносятся два слоя эмали ХВ-16 зеленого цвета. Места в зоне установки турбоагрегата, аккумуляторов и туалетов дополнительно покрыты одним слоем лака ХСЛ.

Наружная поверхность планера покрыта одним слоем грунта АГ-10с и двумя слоями эмали С-38. Для покрытия фюзеляжа и гондол двигателей используется эмаль белого и светло-серого цветов, остальные поверхности планера покрываются эмалью С-38 только светло-серого цвета.

Носки воздухозаборников не анодируются. Их внутренняя поверхность покрывается грунтами ВЛ-02 и АЛГ-14, внешняя поверхность — полируется.

Защитные покрытия следует беречь от механических повреждений, царапин, забоин и т. д. Следует помнить, что в местах повреждений может возникнуть коррозия, особенно интенсивно развивающаяся в местах скопления влаги и грязи, а также в зонах действия выходящих газов двигателей, паров кислот и других агрессивных сред.

Предотвращение коррозии, ее своевременное выявление и устранение являются важнейшим требованием обслуживания планера самолета.