Аварийный топорик предназначен для использования в аварийной обстановке для открывания заклинившихся дверей, аварийных выходов, люков и форточек в кабине экипажа. Три аварийных топорика установлены:
- в кабине экипажа — на стенке радиоотсека;
- у передней входной двери — на стенке короба кислородных баллонов;
- у задней двери — на стенке короба сиденья бортпроводников.
Аварийные топорики прикреплены с помощью двух лирок. Места установки топориков отмечены надписями.
Спасательные канаты предназначены для использования экипажем и пассажирами при аварийном покидании самолета. Они расположены в кабине экипажа и в заднем пассажирском салоне.
Канат представляет собой плетеную ленту из капронового волокна с нашитыми поперечными упорами из капроновой ленты.
Спасательные канаты в кабине экипажа уложены по одному над левым и правым местами пилотов, в нишах потолка, закрытых крышкой с ручкой. На крышке имеется надпись «Канат аварийного покидания». Крышка и катушка с канатом конструктивно выполнены единым блоком. При пользовании снимают крышку и выбрасывают блок в открытую форточку. Один конец каната закреплен на стрингере.
Спасательные канаты в салоне уложены по одному в нишу над каждым аварийным выходом. Ниша закрыта крышкой в декоративной отделке салона. Каждый канат свернут змейкой в две бухты. Один конец каната болтом прикреплен к стрингеру. Со стороны кабины углубление заклеено плотной бумагой с двумя прорезями. Свободный конец каната пропущен в прорези бумаги. Для пользования канатом открывают крышку, тянут рукой за выступающую часть каната и выбрасывают канат в открытый аварийный выход. Вытягивают и выбрасывают канат за борт до полного его выхода из ниши.
Самолетная бортовая аптечка для оказания первой медицинской помощи установлены в бытовом помещении на перегородке у шп. № 41. В аптечке размещены медикаменты, перевязочный материал и прочие предметы.
Трап-лотки (брезентовые желоба) (см. рис. 5.2) предназначены для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем при аварийной обстановке на земле и при вынужденной посадке самолета на территорию, на которой отсутствует необходимое для высадки пассажиров наземное оборудование. На самолете устанавливаются два трап-лотка, размещаемые в нишах пола около дверных проемов: один — у двери запасного выхода, второй — у буфетной двери. Места хранения трап-лотков отмечены указателями.
Трап-лоток выполнен в виде желоба из хлопчатобумажной ткани с водоупорной пропиткой (авизент), окантованной веревочным шнуром. Для крепления трап-лотка к самолету в верхней его части имеются штыревые скобы и соединительные звенья. Нижние концы трап-лотка имеют четыре петли для удержания его в рабочем положении (под углом наклона к земле 40—45°). На одном кольце соединительного звена заделан веревочный канат с бобышками, установленными с шагом 300 мм. Веревочный канат предназначен для спуска на землю членов экипажа, которые должны удерживать трап-лоток в рабочем положении. Трап-лоток хранится в сложенном положении в чехле.
Для приведения трап-лотка в рабочее состояние открывают крышку ниши пола и вытаскивают из нее трап-лоток, затем открывают чехол и вынимают из него трап-лоток, закрепляют его на окантовке дверного проема, для чего грибки соединительных звеньев вставляют в отверстия верхних гнезд, а грибки штыревых скоб — в отверстия нижних гнезд. После этого трап-лоток выталкивают из самолета в дверной проем и опускают веревочный канат.
Надувной трап типа ТН-2 предназначен для быстрого покидания пассажирами самолета при аварийной обстановке на земле и при вынужденной посадке на территорию, на которой отсутствует необходимое для высадки пассажиров наземное оборудование. На самолете устанавливаются два надувных трапа, размещаемых в нишах пола около проемов входных дверей: один — у передней, второй — у задней. Места хранения надувных трапов отмечены указателями.
Надувной трап изготовлен из двухслойного диагонально-дублированного прорезиненного материала на капроне. Трап представляет собой желоб, образованный из двух продольных и двух поперечных надувных цилиндров диаметром 400 мм. На надувные цилиндры наклеено полотнище из прорезиненного материала, по которому производится спуск людей. В верхней части обоих продольных цилиндров трапа укреплены две стойки-поручни из надувных цилиндров для предохранения пассажиров от падения с трапа при выходе из самолета и во время спуска. К левой по ходу спуска стойке привязан веревочный канат длиной 5 м, предназначенный для спуска на землю членов экипажа. По бокам продольных цилиндров трапа наклеены шайбы с петлямм, к которым прикреплены резиновые тяжи (диаметром 6 мм) для правильного развертывания трапа при его заполнении. В нижнем поперечном надувном цилиндре установлен предохранительный клапан для стравливания избытка газа при заполнении трапа от баллона. Все надувные части трапа при его использовании наполняются углекислотой из бортового баллона объемом 8 л. Баллоны устанавливаются на стенке короба сиденья бортпроводников около входных дверей (рис. 5.3): один—у передней двери, второй — у задней. Наполнение трапа производится через соединительный шланг, на концах которого укреплены штуцера с накидными гайками для присоединения к баллону и штуцеру трапа. Открытие баллона происходит при повороте рукоятки, установленной на перегородке у дверного проема. Рукоятка через тросовую тягу с помощью серьги соединена с затвором баллона.
Для пользования надувным трапом открывают крышку ниши пола, вытаскивают из нее упакованный в чехле надувной трап, проверяют его крепление к конструкции фюзеляжа, после чего выдергивают тросиком шпильки из штырей чехла и выталкивают упакованный в чехле надувной трап в дверной проем из самолета, после этого чехол раскрывается и трап вываливается на землю. Затем закрывают крышку ниши пола, снимают предохранительную заглушку с ручки управления затвором баллона, установленной на перегородке, и поворачивают ее на себя.
Трап за 15—20 с заполняется углекислотой до избыточного давления 0,4—0,5 кгс/см2 (3,9•100—4,9•100 КПа) и принимает форму наклонного желоба, а излишек углекислоты стравливается через предохранительный клапан.
|