Шасси самолёта

Общие сведения

Самолет Ил-62 имеет трехопорное шасси, состоящее из передней опоры со спаренными колесами и двух основных опор с четырехколесными тележками, которые убираются в полете в отсеки (рис. 10.1).

Колея шасси - 6800 м. База шасси при необжатом амортизаторе передней опоры - 24488 мм. Ширина полосы, потребной для разворота самолета, 60 м.

Особенностью данной схемы является расположение основных опор шасси относительно центра масс самолета.

Обычно основные опоры располагают позади центра масс самолета. При таком расположении основных опор исключается возможность опрокидывания самолета на хвост. На самолете Ил-62 основные опоры шасси расположены так, что все возможные положения центра масс загруженного самолета расположены впереди основных опор, и только положения центра масс незагруженного самолета - сзади.

Рисунок 10.1. Схема шасси самолета

Рисунок 10.1. Схема шасси самолета

Для предотвращения опрокидывания незагруженного самолета на хвост и создания необходимой нагрузки на переднюю опору самолета при рулении и стоянке в хвостовой части фюзеляжа установлена специальная хвостовая опора, которая убирается после загрузки самолета и выпускается перед разгрузкой. При взлете, посадке и в полете хвостовая опора находится в убранном положении. При этом колеса хвостовой опоры выступают за габариты фюзеляжа, предохраняя фюзеляж от возможного касания о землю при посадке самолета с углами, близкими к максимальному посадочному.

Уборка или выпуск передней и основных опор самолета производится одновременно. Передняя опора убирается вперед против воздушного потока в негерметичный отсек носовой части фюзеляжа, основные опоры — в негерметичные отсеки средней части фюзеляжа и центроплана. Отсеки шасси закрываются створками. Большие створки закрываются как при убранном, так и при выпущенном положении шасси, малые - только при убранном.

Уборка и выпуск опор шасси, больших створок, а также открывание их замков производятся с помощью гидроцилиндров от основной гидравлической системы самолета.

В случае отказа основной гидравлической системы выпуск опор самолета происходит от аварийной системы.

Все опоры имеют жидкостно-газовые амортизаторы, которые совместно с пневматиками колес поглощают ударные нагрузки, действующие на самолет при взлете, посадке и передвижении по аэродрому.

Колеса передней опоры управляемые. Поворот колес используется для управления самолетом на земле при рулении, взлете и посадке. При рулении самолета колеса передней опоры могут поворачиваться в пределах 55° в каждую сторону от оси самолета, что обеспечивает разворот самолета на ВПП шириной 60 м (рис. 10.2).

Рисунок 10.2 Схема разворота самолета на ВПП

Рисунок 10.2 Схема разворота самолета на ВПП

Все колеса основных опор имеют дисковые тормоза с гидравлическим приводом. Управление тормозами — электродистанционное от тормозных подножек, установленных на педалях управления рулем направления. Основная система торможения снабжена противогазовым устройством, обеспечивающим оптимальную работу тормозов при различных состояниях взлетно-посадочных полос.

Кроме основной системы торможения имеется аварийная гидроазотная система, включаемая ручкой аварийного торможения на центральном пульте пилотов. С введением в действие аварийной системы торможения противогазовое устройство отключается.

Затормаживание колес основных опор на стоянке самолета осуществляется по линии стояночного торможения от гидроаккумуляторов основной тормозной системы.

На самолете имеются световая сигнализация выпущенного и убранного положения опор шасси, электрические указатели крайних и промежуточных положений, а также звуковая сигнализация, которая включается в случае захода самолета на посадку с убранным шасси.

Основные данные шасси

Передняя опора Главные опоры
Количество колес 2 по 4 колеса на опоре
Обозначение колес КТ151 КТ106/2
Размер колес, мм 930x305В 1450х460В
Характеристики колес нетормозные тормозные
Начальное давление в пневматиках, кгс/см2 (Па) 8+0,5 (78,5*104)+4,9*104 11+0,5 (107,9*104) +4,9*104