Руль направления
Руль направления. Для уменьшения влияния деформаций киля на его работу он состоит из двух секций, состыкованных между собой в двух точках, что обеспечивает синхронизацию секций в работе. На нижней секции руля установлен сервокомпенсатор, на верхней — триммер.
Руль навешен на киль на пяти узлах, два из которых торцовые. Нижний торцовый узел навески воспринимает осевые нагрузки. Во всех узлах навески установлены перемычки металлизации.
Сервокомпенсатор снабжен пружинной стойкой и служит для уменьшения усилий на педалях при управлении рулем. Пружинная стойка размещена в носке нижней секции руля, через качалку тягой соединена с сервокомпенсатором, который при отклонении руля поворачивается в противоположную сторону. Пружинная стойка имеет предварительное поджатие пружин, поэтому сервокомпенсатор включается в работу при отклоненном руле, когда усилие от управления, которое приходит на пружинную стойку, становится больше усилия предварительной затяжки пружин.
Триммер руля является средством балансировки самолета, с помощью которого пилот по желанию может уменьшить давление на педали. В отличие от сервокомпенсатора триммер имеет самостоятельное управление от электромеханизма, размещенного внутри верхней секции руля; поэтому при отклонении руля триммер сохраняет неподвижное, заданное пилотом положение. Триммер, будучи отклонен относительно руля, сам отклоняет руль и держит его в отклоненном положении. Таким образом, триммер как бы заменяет действие пилота при длительном полете на установившемся режиме.
В носовой части нижней секции руля установлен стопор-ограничитель, служащий для ограничения углов отклонения руля при управлении и забросах его от порывов ветра, а также для совместного стопорения рулей направления и высоты на стоянке. Ограничение отклонения руля направления и стопорение рулей производятся стопором, выдвигаемым электромеханизмом.
Ось вращения руля проходит за основным лонжероном. Основной лонжерон разрезан на две части, шарнирно соединенные в одной точке с помощью кронштейнов, стоящих на лонжероне по стыку секций, и болта, проходящего через шариковый подшипник. К лонжерону прикреплены кронштейны узлов навески руля и плита-кронштейн для крепления качалки управления рулем. На переднем лонжероне установлены трубы с электропроводкой к электромеханизмам. На передней стенке в районе корневой нервюры на кронштейнах установлена торсионная пружина, представляющая собой стальной стержень, к которому прикреплен рычаг с роликом. Пружина включается в работу, когда угол отклонения руля равен 15°. При этом ролик рычага упирается в упор на нижней опоре руля направления и при дальнейшем увеличении угла отклонения рычаг начинает закручивать пружину, препятствующую забросу руля. Это необходимо при возникновении обратного действия руля на режиме скольжения вследствие его перекомпенсации. К передней стенке прикреплены болтами балансировочные грузы из чугуна. На дополнительном лонжероне установлены пять кронштейнов навески сервокомпенсатора и три кронштейна навески триммера. Вблизи дополнительного лонжерона находится вторая точка крепления руля. Стыковое соединение секций в этой точке выполнено с помощью болтов, двух кронштейнов, серьги и вилки.
Нервюры №10 и №11 — силовые. На верхней концевой нервюре установлен кронштейн с роликовым подшипником, в который входит консольный болт навески.
Обшивка носовой части стыкуется на ленте с обшивкой хвостовой части на основном лонжероне. В носовой части имеется съемная стальная лобовая обшивка для подхода к балансировочным грузам. Лобовая обшивка прикреплена к передней стенке болтами.
На поверхности руля предусмотрены отверстия в обшивке с анкерными гайками для крепления приспособления транспортировки. Отверстия закрыты болтами-заглушками.
Сервокомпенсатор (рис. 7.5) — однолонжеронной конструкции, с правого борта имеет рычаг для крепления тяги управления, закрытый обтекателем. Задняя кромка сервокомпенсатора образована концевым профилем из магниевого сплава. В носовую часть вклепаны стальные пластины (балансировочный груз).
На лонжероне установлены пять кронштейнов, которыми сервокомпенсатор навешивается на руль. Болты навески изготовлены так, чтобы обеспечивалось их вращение во внутренних кольцах подшипников штырей. С этой целью цилиндрические поверхности болтов навески хромированы.
Вблизи обтекателя рычага крепления тяги (на наружной поверхности) установлена перемычка металлизации.
Триммер (рис. 7.5) конструктивно подобен сервокомпенсатору, но имеет следующие отличия: меньше по длине, отсутствуют стальные балансировочные грузы и навешивается на руль в трех точках.
|