Балластная система

Балластная система (рис. 4.4) предназначена для создания необходимых центровок при полете самолета без коммерческой нагрузки. Система состоит из бака общей вместимостью 3700 л и арматуры для заправки и слива балластной жидкости. Бак установлен в герметичной части фюзеляжа, поэтому в качестве балластной жидкости используется вода. В зимних условиях при стоянке самолета вода в балластном баке может находиться только до тех пор, пока внутри фюзеляжа положительная температура. В зимних условиях в балластный бак разрешается заливать антифриз.

Рис.  4.4.   Балластная   система   (принципиальная   и   монтажная   схемы)

Рис. 4.4. Балластная система (принципиальная и монтажная схемы)

1 - балластный бак

2 - вакуумный клапан

3 - дренаж балластнбго бака

4 - лаз

5 - корпус

6 - резиновый клапан

7 - установочный фланец

8 - уплотнительная прокладка

9 - шпангоут

10 - рычажно-поплавковый указатель

11 - контрольное отверстие

12 - мерная линейка

13 - кран слива

14 - кран заправки и слива

Оболочка бака мягкая, склеена из трех слоев — резины, губки и специальной ткани и вулканизирована. Для обеспечения устойчивости оболочки в бак вставляются шпангоуты с распорными трубами; снизу к баку крепится болтами колонка с краном и мерной линейкой (рис. 4.5). Подход к дренажным трубопроводам балластного бака осуществляется из пассажирского салона через съемные панели пола.

Рис. 4.5. Заправочная колонка балластного бака

Рис. 4.5. Заправочная колонка балластного бака

1 — кран заправки и слива

2 — смотровое окно

3 — кран слива

4 — мерная линейка

5 — штуцер слива

6 — заправочные штуцера

7 — контрольное отверстие

8 — упор

Заправка бака балластной жидкостью производится на земле перед полетом. Заправку контролируют по мерной линейке и счетчику заправщика.

После того, как определено количество жидкости, необходимой для заправки, к приемным штуцерам подсоединяют раздаточные шланги заправщика, вывертывают и выдвигают вниз мерную линейку до совпадения торца штуцера с делением на линейке, соответствующим количеству необходимой для заправки жидкости. Затем открывают заправочно-сливной кран и производят заправку. Заправку прекращают как только жидкость потечет из контрольного отверстия в линейке. После заправки мерную линейку следует вдвинуть в бак, завернуть и законтрить. Слив жидкости из бака производится через те же штуцера заправки и штуцер сливного крана.

Рис 4.6. Шкала рычажно-поплавкового указателя

Рис 4.6. Шкала рычажно-поплавкового указателя

Для определения количества жидкости в баке отвертывают мерную линейку и медленно выдвигают ее до тех пор, пока жидкость не начнет вытекать из контрольного отверстия. Риски и цифры на линейке, совпадающие с торцом штуцера, указывают на количество жидкости в баке.

Для быстрой визуальной проверки наличия жидкости в балластном баке пользуются рычажно-поплавковым указателем, установленным снизу, рядом с заправочной колонкой. Указатель имеет подвижную шкалу, которая просматривается через органическое стекло, вмонтированное в головку указателя. На стекле имеется риска для отсчета показаний (рис. 4.6).