Оборудование и отделка кабины экипажа
|
|
|
|
Оглавление: |
|
В кабине экипажа (рис. 7.1) размещены рабочие места двух пилотов, бортинженера, штурмана и радиста. Оборудование, необходимое членам экипажа для управления самолетом и его системами, расположено на приборной доске пилотов, центральном, левом, правом и верхнем пультах пилотов, а также на рабочих местах радиста и штурмана.
Слева от центрального пульта (рис. 7.2) установлено кресло командира корабля (первого пилота), справа — кресло правого (второго) пилота, между креслами пилотов — кресло бортинженера, за креслами первого и второго пилотов — соответственно кресла штурмана и радиста и два откидывающихся сиденья лоцманов.
Расположение рабочего места бортинженера у центрального пульта увеличивает надежность контроля и управления как системами силовой установки, так и другими системами самолета, указатели и элементы управления которых сосредоточены на пультах кабины.
Остекление фонаря кабины обеспечивает хороший обзор с рабочих мест пилотов.
|
|
Рис. 7.1. Общий вид кабины экипажа |
1 — левый пульт пилота
2 — штурвал управления самолетом со штурвальчиком управления поворотом колес передней опоры
3 — приборная доска пилотов
4 — пульт пилотов
5 — насадок индивидуального обдува
6 — вентилятор
7 — штора
8 — штурвал управления самолетом
9 — правый пульт пилота
10 — педали управления рулем направления с тормозными подножками
11 — центральный пульт
12 — рельсы кресла
|
Отделка кабины — светло-серых тонов, все рабочие поверхности пультов, щитков и панелей покрыты матовой (цвета морской волны) эмалью. Кабина экипажа и приборы освещаются красным или белым светом.
Все свободные от оборудования места закрыты панелями, которые представляют собой фанерные листы, оклеенные снаружи серым павинолом. Панели крепятся винтами. За правой и левой задними потолочными панелями установлены динамики самолетного громкоговорящего устройства, подход к которым обеспечен через лючки в панелях. Крышка лючка отделана перфорированным павинолом.
|
|
Рис. 7.2. Компоновка кабины экипажа |
1 — приборная доска пилотов
2 — центральный пульт
3 — кресло правого пилота
4 — правый пульт пилота
5 — верхний (потолочный) пульт пилотов
6 — рабочее место радиста
7 — кресло радиста
8 — откидное сиденье лоцмана-радиста
9 — технический отсек
10 — туалет
11 — дверь в кабину экипажа
12 — служебный отсек
13 — откидное сиденье лоцмана-штурмана
14 — кресло штурмана
15 — кресло бортинженера
16 — рабочее место штурмана
17 — кресло левого пилота
18 — левый пульт пилота
|
Кресла пилотов
Оба кресла пилотов (рис. 7.3) выполнены одинаково, отличаются друг от друга только тем, что рукоятки управления подъемом сиденья и продольным перемещением кресла у первого пилота расположены с правой стороны, у второго пилота — с левой. Кресло может перемещаться по рельсам пола вдоль кабины (вперед и назад) в пределах 300 мм с фиксированием в крайних и трех промежуточных положениях через каждые 30 мм от крайнего положения. Сиденье кресла регулируется по высоте в пределах 100 мм с фиксированием в промежуточных положениях через каждые 10 мм; подлокотники откидываются вверх до вертикального положения; спинка в исходном положении отклонена от вертикали назад на угол 15° и может быть отклонена с помощью механизма от исходного положения назад до 30° и вперед до 5° с фиксированием через каждые 2,5-3°. Кресло имеет плечевые и поясные ремни, запирающиеся одним замком.
Конструкция кресла состоит из основания, спинки, подушек спинки и сиденья, подлокотников.
Основание — основная часть кресла, состоящая из литой каретки и литой чашки сиденья. В центре каретки смонтирована направляющая труба, в которой размещены механизм регулирования и стопорения сиденья по высоте и пружина подъема сиденья. На основании каретки установлены четыре ролика для передвижения кресла по рельсам пола. Рядом с передней парой роликов имеются штыри, которые фиксируют кресло в рельсах пола. Штыри фиксаторов связаны тросовой проводкой с рукояткой управления продольным перемещением кресла, установленной на каретке. Спинка кресла прикреплена к чашке сиденья и удерживается в исходном положении телескопическими тягами-раскосами, установленными между чашкой и спинкой. Внутри телескопических тяг смонтированы шариковые замки, которые фиксируют спинку кресла в отклоненных и исходном положениях. В нижней части спинки установлен механизм подтяга плечевых ремней с рукояткой управления. Подушки спинки и сиденья — мягкие, из поролона и латексной резины.
|
|
Рис. 7.3. Кресло пилота |
1 — механизм подтяга плечевых ремней
2 — рукоятка управления механизма подтяга плечевых ремней
3 — плечевые ремни
4 — зубчатый сектор
5 — правый подлокотник
6 — педалька расстопорения подлокотников
7 — телескопическая тяга
8 — поясные ремни
9 — подушка сиденья
10 — рукоятка управления продольным перемещением
11 — штырь фиксатора
12 — рукоятка управления подъемом сиденья
13 — каретка
14 — ролики
15 — рукоятка управления отстопорением сиденья
|
Правый и левый подлокотники установлены на спинке и жестко соединены между собой трубой, проходящей через каркас спинки. Подлокотники — мягкие, обтянуты кожей. В передней части левого подлокотника имеется пепельница, в правом подлокотнике смонтировано стопорное устройство с педалькой управления, которое позволяет устанавливать подлокотники в горизонтальное положение при любом отклонении спинки.
При нажатии вверх на рукоятку подъема сиденья отпирается шариковый замок механизма регулирования и стопорения кресла по высоте, и пружина выталкивает чашку сиденья по направляющей трубе каретки вверх. Под весом сидящего в кресле чашка сиденья, преодолевая силу пружины, опускается; при опускании рукоятки подъема шариковый замок запирает чашку сиденья в нужном положении. При одновременном нажатии стаканов обеих телескопических тяг вниз отпираются шариковые замки, что позволяет отклонять спинку кресла назад. Вперед спинка отклоняется под действием амортизационных шнуров, размещенных внутри телескопических тяг. При перемещении рукоятки управления механизмом подтяга плечевых ремней вверх ремни застопориваются в любом промежуточном положении.
|
Кресло бортинженера
Кресло (см. рис. 7.3) перемещается по рельсам пола вдоль кабины в пределах 740 мм с фиксированием в крайних и трех промежуточных положениях с шагом 60 мм от крайнего переднего положения. Можно также откатить кресло в крайнее заднее положение (без фиксирования) на 1250 мм от крайнего переднего положения. Вращающееся сиденье, фиксируемое в рабочем положении, и подлокотники, откидывающиеся вверх до вертикального положения, обеспечивают удобный доступ в кресло. Кресло бортинженера, как и кресло пилота, имеет те же углы отклонения спинки и плечевые и поясные ремни. Конструкция кресла аналогична конструкции кресла пилотов.
|
Кресла штурмана и радиста
Конструкции этих кресел (рис. 7.4) однотипны и кресла взаимозаменяемы. Кресло может перемещаться вдоль кабины по рельсам пола в пределах 360 мм с фиксированием в крайних и двух промежуточных положениях с шагом 30 мм от крайнего заднего положения.
Сиденье кресла вращающееся, что удобно в работе и для поворота в положение «Взлет-Посадка», т. е. лицом вперед по полету. Сиденье регулируется по высоте в пределах 100 мм с фиксированием в промежуточных положениях через каждые 10 мм, стопорится в крайнем нижнем положении «Взлет-Посадка» и имеет устройство поперечного хода с пределами регулирования ±70 мм и автоматическим стопорением в среднем положении. Подлокотники кресла откидываются вверх до вертикального положения, а спинка откидывается на сиденье для удобства прохода членов экипажа. Кресло снабжено поясными ремнями.
В конструкцию кресла входят: основание, спинка, подушка сиденья и подлокотники. Основание состоит из литой нижней каретки, малой каретки и литой чашки сиденья. На нижней каретке имеются четыре ролика, штыревые фиксаторы стопорения кресла в рельсах пола и рукоятка управления продольным перемещением кресла. Малая каретка также имеет четыре ролика, которые катятся по направляющим рельсам, установленным на верхней части нижней каретки, штыревые фиксаторы стопорения малой каретки и рукоятку управления расстопорением поперечного хода малой каретки. К нижней части чашки сиденья прикреплена труба, которая проходит через втулку малой каретки. В трубе смонтирован механизм регулирования и стопорения сиденья по высоте. Рукоятка механизма имеет защелку, которая входит в зацепление с пазом втулки малой каретки в момент установки кресла в положение «Взлет-Посадка». Подушки сиденья и спинки — мягкие, из латексной резины и поролона.
При повороте рукоятки управления продольным перемещением вверх освобождаются штыри фиксаторов в рельсах пола, и кресло может перемещаться по направляющим рельсам вперед и назад.
При перемещении рукоятки управления расстопорением поперечного хода освобождаются штыри фиксаторов в рельсах нижней каретки и малая каретка может перемещаться в поперечном направлении. При отпускании рукоятки малая каретка фиксируется в рельсах нижней каретки в среднем положении. При отжатии вверх рукоятки управления подъемом сиденья оно под действием тяжести сидящего опустится в крайнее нижнее положение. Для регулирования высоты сиденья следует, не отпуская рукоятки, приподнять сиденье до нужного положения. При отпущенной рукоятке оно фиксируется на установленной высоте. Для фиксирования кресла в положении «Взлет-Посадка» надо потянуть рукоятку управления подъемом сиденья вверх, сиденье при этом опустится в крайнее нижнее положение. При отпускании рукоятки и установке кресла в положение «Вперед по полету» защелка рукоятки попадает в паз стопорения втулки малой каретки, фиксирующий кресло от разворота.
|
|
Рис. 7.4. Кресло штурмана и радиста |
1 — рукоятка управления расстопорением поперечного хода
2 — ролик малой каретки
3 — рельсы движения малой каретки
4 — пепельница
5 — подлокотник
6 — спинка кресла
7 — поясные ремни
8 — подушка сиденья
9 — рукоятка управления подъемом сиденья и расстопорением положения «взлет-посадка»
10 — малая каретка
11 — нижняя каретка
12 — паз стопорения кресла в положении «взлет-посадка»
13 — труба чашки сиденья
14 — рукоятка управления продольным перемещением
15 — штырь фиксатора
16 — ролики нижней каретки
|
Сиденье лоцмана
Конструкция обоих сидений лоцманов одинакова. Сиденья отличаются только тем, что выполнены в отраженном виде. Одно сиденье прикреплено к передней стенке стеллажа радиооборудования, второе — к передней стенке стеллажа навигационного оборудования кабины экипажа. Каждое сиденье складывается и в сложенном виде, до момента использования, находится в нижней части стеллажа. Подушки сиденья и спинки — мягкие, из поролона.
Ножка сиденья — складывающаяся. Для складывания ножки перемещают ее муфту вниз, при этом фиксирующий штырь выходит из зацепления с рамой, что позволяет сложить ножку вдоль рамы каркаса — сиденья.
|
Оборудование рабочих мест пилотов
В это оборудование входят (см. рис. 7.1): приборная доска со штурвалами управления самолетом, педали управления рулем направления и тормозами, центральный, левый, правый и верхний (потолочный) пульты пилотов и прочее оборудование (конструкция пультов и приборной доски пилотов, перечень установленных на них приборов и аппаратуры даны в гл. 10).
|
Прочее оборудование
Вентиляторы с мягкими резиновыми лопастями смонтированы над рабочими местами пилотов.
Шторки передних окон — тканевые, навернуты на трубы (барабаны) п установлены на верхнем переплете четырех передних окон фонаря кабины экипажа. Два левых передних окна зашториваются выдвижением «на себя» шпингалета управления шторками на пульте правого пилота, а два правых — выдвижением шпингалета на пульте левого пилота. Шпингалеты соединены со шторками тросом или пластмассовой жилкой. В исходное положение шторки возвращаются силой пружины, расположенной внутри барабана, при снятии соответствующего шпингалета с упора. Шторками пользуются только в тренировочных «слепых» полетах, в обычных полетах шторки не устанавливаются.
Противосолнечные поворотные козырьки из полупрозрачного дымчатого органического стекла установлены на переплете фонаря над приборной доской. Козырьки могут поворачиваться и фиксироваться при помощи зубчатого механизма, закрывая передние окна.
Передвижной противосолнечный козырек из полупрозрачного дымчатого органического стекла установлен на задних верхних окнах по правому и левому бортам кабины. Козырек передвигается вдоль направляющих, закрывая любое из трех задних стекол, и может быть убран в походное положение (выше заднего стекла) при сдвигании его вверх по вертикальным направляющим.
Форточки левого и правого пилотов — сдвижного типа, открываются, перемещаясь по направляющим, назад; в открытом положении ничем не фиксируются. К каркасу фонаря форточка прижимается параллелограммным механизмом, препятствующим самопроизвольному открытию форточки.
Штора, отделяющая пилотов от штурмана и радиста, создает необходимое затенение рабочих мест штурмана и радиста. Штора закреплена на потолке кабины, изготовлена из непрозрачной шелковой ткани светло-серого цвета и состоит из двух половин, соединяющихся друг с другом кнопками, В нерабочем положении она собрана в валик и застегнута ремешками на кнопках.
Насадки индивидуального обдува охлажденным воздухом, установленные над рабочими местами обоих пилотов, имеют сферическую форму, благодаря которой сопло струи можно направить в любую сторону.
Выдвижная лампа, расположенная в гнезде на наклонной панели пульта левого пилота, позволяет, после ее извлечение из гнезда, освещать направленным лучом любой прибор на рабочем месте левого пилота.
Кассеты поправочных таблиц, установленные слева и справа от верхнего пульта на декоративных потолочных панелях, служат для вкладывания в них поправочных графиков и таблиц, используемых при снятии показаний с приборов.
|
Оборудование рабочего места бортинженера
К его оборудованию относятся: центральный пульт, центральная часть приборной доски пилотов и передняя часть верхнего пульта.
|
Оборудование рабочего места штурмана
К его оборудованию относятся (см. рис. 7.2): приборная доска, приборные щитки, съемный столик, приборы, установленные под столиком, электрораспределительные устройства ЦРУ-21 и РУ-23 с аппаратурой защиты сетей переменного и постоянного тока и прочее оборудование.
Доска столика штурмана — съемная для подхода к оборудованию, расположенному под ним. На лицевой поверхности столика имеется квадрат из белого пластика для записей и специальный резиновый держатель для карандашей. Столик освещается сверху светильником.
Над верхним приборным щитком установлены кассеты поправочных таблиц н графиков, необходимых штурману для навигационных расчетов во время полета. Рядом с кассетами установлен насадок индивидуального обдува охлажденным воздухом. Слева от штурмана на стенке шп. № 11 закреплен карман для хранения полетной документации.
|
Оборудование рабочего места радиста
К его оборудованию относятся (см. рис. 7.2): столик с телеграфным ключом, панель управления радиоаппаратурой; щиток контроля энергетики; электрораспределительные устройства РУ-24 и ЦРУ-22 с аппаратурой защиты сетей переменного и постоянного тока; приборы, размещенные под столиком радиста.
Столик радиста состоит из трех частей: неподвижной и двух откидывающихся на общей петле. Под откидной крышкой расположен ящик для хранения полетной документации, доступ к которому возможен после открытия крышки. В открытом положении крышка фиксируется специальным устройством. Чтобы проникнуть в ящик, надо открыть его замок и опустить ящик в горизонтальное положение. Между столиком и панелью управления радиоаппаратурой имеется ниша для хранения полетной документации, карт и прочих предметов, которыми пользуется радист. Под столиком расположены: розетка для переносной лампы, кислородные приборы радиста и бортинженера, лампа «мышка», ящик с запасными лампами и распределительная коробка СПУ.
|
Отделка кабины экипажа
В отделку кабины входят панели, закрывающие свободные от оборудования участки потолка и задней перегородки, отделяющей кабину экипажа от переднего вестибюля. Отделка потолка состоит из пяти потолочных панелей и одной панели в верхней центральной части задней перегородки.
Каждая панель представляет собой фанерный лист, облицованный с внешней стороны павинолом серого цвета.
За правой и левой задними потолочными панелями установлены динамики системы оповещения. Для подхода к этим динамикам в панелях предусмотрены лючки, закрываемые специальными панельками, отделанными перфорированным павинолом.
|
|
|